УЧЕТ ОБЪЕМОВ СТОЧНЫХ
ВОД КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В.Великанов, руководитель Инженерно-методического центра по проблемам рационального водопользования
и учету потребления водных ресурсов Невско-Ладожского водного бассейна -
директор ООО «Агентство по ресурсосбережению «НЕВО»
О проблеме достоверного определения объемов сточных
вод и необходимости ее решения говорилось и говорится очень давно и много.
Анализ водохозяйственной деятельности водопользователей Невско-Ладожского
водного бассейна показывает, что эта проблема еще далека от своего решения.
Из существующих причин такого положения дел принято
отмечать ограниченный выбор и несовершенство приборной базы, крайне сложную
и дорогостоящую техническую реализацию приборного учета, связанную, как
правило, с реконструкцией существующих сетей. Безусловно, эти и другие
причины технико-экономического характера имеют место. Однако хотелось бы
взглянуть на эту проблему с той точки зрения, что сточные воды являются
конечным продуктом антропогенного воздействия на водные объекты в результате
водохозяйственной деятельности, и вопросы с их учетом должны регулироваться
действующим водным законодательством и законодательством в сфере охраны
окружающей среды (далее по тексту - «законодательство»).
Действующее законодательство определяет необходимость
учета сточных вод исходя из следующих основных требований:
- рационального
использования водных объектов[1];
- реализации
мероприятий, исключающих негативное воздействие на состояние водных объектов
в процессе хозяйственной деятельности, в том числе осуществление контроля
над теми результатами хозяйственной деятельности, которые оказывают непосредственное
влияние на состояние водных объектов [2];
- определения
платежной базы при пользовании водными объектами для осуществлениясброса сточных вод [3];
- определения
размера платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные
водные объекты [4].
Первые два требования реализуются через обязанность
водопользователя как субъекта водных отношенийрационально использовать водные объекты, вести в установленном
порядке первичный учет сточных вод и количества загрязняющих веществ в
них, а также путем запрета на ввод в эксплуатацию сбросных сооружений без
устройств, обеспечивающих учет сбрасываемых вод.
Рациональное использование водных объектов является
сложным многофакторным процессом и к учету сточных вод имеет опосредованное
отношение. Однако очевидность этого требования не нуждается в доказательствах
по той причине, что данные достоверного учета вод (как забираемых так и
сбрасываемых) служат количественной оценкой эффективности мероприятий по
их рациональному использованию. Попытки решения вопроса о порядке ведения
первичного учета сточных вод предпринимались с начала 90-х годов прошлого
столетия, однако все ограничилось принятием и внедрением форм первичной
учетной документации по использованию воды (журналы природоохранной деятельности
по формам № ПОД-11, № ПОД-12 и № ПОД-13), которые действуют и по сегодняшний
день [5]. В настоящее время реализована попытка системного подхода к решению этого
сложного вопроса и его нормативно-методическому обеспечению [6,7]. Актуальность
и крайняя необходимость достоверного учета сточных вод определяются и
тем фактом, что , как правило, водопользователи осуществляют сброс сточных
вод не только в водные объекты, но и в системы коммунальной канализации.
А это уже сфера хозяйственных отношений между водопользователями и организациями
ВКХ. В этой связи получение объективных данных по распределению объемов
сточных вод по выпускам при отсутствии приборного учета является крайне
затруднительным. Этот фактор должен быть учтен при дальнейшем совершенствовании
нормативно-методической базы учета сточных вод.
Требование по определению платежной базы в виде объемов
сбрасываемых сточных вод носит ограниченный характер в силу сложившихся
противоречий в действующем законодательстве. Формально это требование касается
учета объемов сточных вод нормативного качества (как в пределах установленных
лимитов водоотведения, так и сверх этих лимитов) по той простой причине,
что сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии
с установленными нормативами сточных вод запрещен [8].
Количество же водопользователей, осуществляющих очистку и сброс сточных
вод в пределах установленных допустимых нормативов сброса, крайне ограничено.
На практике это противоречие проявляется в вопросах учета сточных вод,
отводимых по прямым выпускам, т.к. в этом случае правомерно говорить не
об учете объемов, а о закрытии таких выпусков. Следует отметить, что наряду
с платежами за объем сбрасываемых сточных вод существует система платежей
за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, косвенно допускающая сброс
вод как нормативного так и не нормативного качества [9,10]. Отчасти указанное противоречие ликвидировано уже
принятыми законодательными актами, исключающими объем сбрасываемых сточных
вод из налогооблагаемой базы[11]. Следует ожидать, что последующие изменения в водном
законодательстве позволят окончательно разрешить это противоречие.
Плата за сброс загрязняющих веществ производится водопользователем
исходя из фактического количества (массы) загрязняющих веществ по базовым
нормативам платы, устанавливаемым дифференцированно, для сброса загрязняющих
веществ:
- в
пределах предельно допустимых нормативов сброса (ПДС);
- в
пределах лимитов (временно установленных нормативов) сброса (ЛС);
- за
сверхлимитный сброс.
При этом практически для всех видов загрязняющих веществ
ставки платы в пределах ЛС пятикратно превышают ставки платы в пределах
ПДС. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем
умножения ставок платы в пределах ЛС на величину превышения фактической
массы сбрасываемых загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений
по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий
коэффициент [9,10].
Фактическая масса годового сброса загрязняющих веществ
указывается водопользователем в ежегодной статистической отчетности по
форме №2-тп «водхоз», составляемой на основании данных учета результатов
работы источников загрязнения водных объектов за год [12].Очевидно,
что такое представление сведений носит декларативный характер и может допускать
искажение фактических данных даже в силу объективных причин. Существующая
методология определения массы загрязняющих веществ основана на определении
концентраций загрязняющих веществ в контрольных створах с последующим умножением
на объемы сбрасываемых сточных вод через эти створы. И если концентрация
загрязняющих веществ определяется нормативными методами, то естественно,
что и объем сбрасываемых сточных вод, как равнозначная составляющая, должен
также определяться с использованием нормативно-методической базы, обеспечивающей
достоверный конечный результат. Правомерность этого положения подтверждается
и самим определением норматива сброса как совокупности установленных количественных
(объем) и качественных (состав) показателей сточных вод [13,14].
Что же касается расчетных методов определения объемов сбрасываемых
сточных вод, то, как правило, они базируются на удельных расчетных показателях
– нормативах водоотведения, определяемых в соответствии с индивидуальными
текущими балансовыми нормами (ИТБН) водоотведения, разрабатываемыми для
каждого предприятия с использованием отраслевых методик. ИТБН дают характеристику
использования воды предприятием только для фиксированных условий производственного
процесса (заданная технологическая схема, определенные номенклатура и программа
выпуска). Но и в этом случае достоверность определения фактических объемов
на основе ИТБН не поддается количественной оценке в виду отсутствия требований,
да и как такового понятия нормированных погрешностей определения исходных
данных, принимаемых для расчетов. В условиях современных рыночных отношений
и внедрения хозяйственных механизмов в сфере водопользования применение
такой методологии нельзя считать достаточно обоснованным.
Следует отметить, что применение методов прямых измерений
массы загрязняющих веществ в ближайшем будущем вряд ли возможно. Существующие
немногочисленные приборы для измерения расхода сточных вод с возможностью
определения массы наиболее распространенных загрязняющих веществ по своим
тактико-техническим характеристикам и технико-экономическим параметрам
относятся скорее к средствам измерений для экологического аудита. Естественно,
что при рассмотрении этого вопроса нельзя не учитывать общую проблемную
ситуацию с загрязнением водных объектов в бассейне Балтийского моря, а
также тенденции развития водохозяйственного комплекса на ближайшую перспективу
в части внедрения экономических методов регулирования использования и охраны
водных объектов [15].
Не претендуя на полное освещение всех правовых и методических
аспектов проблемы учета, все же можно сделать однозначный вывод:
- необходимо
развитие нормативно-методической базы учета объемов сбрасываемых сточных
вод как основы для реализации хозяйственных механизмов водопользования
при ее интегрировании в общую систему нормирования в сфере использования
и охраны водных объектов;
- объективно
мотивированным обоснованием достоверного определения объемов сбрасываемых сточных вод является необходимость определения фактического количества загрязняющих
веществ, сбрасываемых в водные объекты.
_________________________________________________________________________________________
Литература.
1. Водный
кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ, ст.92
2. Водный
кодекс Российской Федерации от 16.11.1995г. № 167-ФЗ, ст. 105,ст. 106
3. Федеральный
закон РФ от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»
4. Постановление
Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"
5. Формы
первичной учетной документации по использованию воды. Утверждены Министерством
мелиорации и водного хозяйства СССР по согласованию с ЦСУ СССР, Госгидрометом
и Мингео СССР 30 ноября 1982 г. № 6/6-04-458
6. Правила
учета забираемых из водных объектов и сбрасываемых вод в зоне деятельности
Невско-Ладожского БВУ, утверждены 23 июня 1998 г.
7. Великанов
А.В., Сувальский Д.С. Совершенствование системы учета забираемых, используемых
и сбрасываемых вод. Международная конференция и выставка AQUATERRA.
Сборник материалов конференции. Санкт-Петербург. 9-12 ноября 1999 г., стр.134.
8. Водный
кодекс Российской Федерации, ст.106
9. Постановление
Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы
в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение
отходов производства и потребления»
10. Инструктивно-методические
указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв.
Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)
11. Федеральный
закон РФ от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ
12. Постановление
Госкомстата РФ от 13 ноября 2000 г. N 110 "Об утверждении статистического
инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за
запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием,
использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей
среды"(с изменениями от 23 мая, 25 июня, 3 сентября 2002 г.)
13. ГОСТ
17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод.
Основные термины и определения.
14. Правила
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N
167
15. Основные
направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2004 г. N 742-р)
|